Объект и предмет исследования в дипломной работе (дипломе)

Ключевой момент успешной дипломной работы – чёткое определение объекта и предмета исследования. Это не просто слова, а основа для дальнейшей работы, определяющая границы вашего анализа и позволяющая избежать чрезмерной широты темы. Избегайте глобальных тем, сосредоточьтесь на конкретике.
Объект исследования – это явление, процесс, процесс или область, которые являются квази-реалиями вашей исследовательской практики. Например, "Система менеджмента качества на предприятии", "Рынок электромобилей в России", "Особенности обучения иностранному языку в вузе". Ваша задача – определить конкретную область, которую вы предполагаете изучить. Начните с вопроса: "Что именно я буду исследовать?"
Предмет исследования более конкретен. Это те именно аспекты объекта, которые Вы собираетесь изучить, выделить. Например, если объект – "Система менеджмента качества на предприятии", то предметом могут стать "Влияние внедрения инструмента ISO 9001 на уровень дефектов производства", "Роль автоматизированных систем в улучшении качества", "Система обучения персонала предприятию". Закончите эту часть постановкой цели работы: "Что я хочу узнать об этом?". Проясните, что именно будет подвергнуто анализу.
Рекомендация: Определите объект и предмет ещё на стадии выбора темы. Это позволит грамотно выстроить структуру исследования, заранее определить необходимые методы и источники. Не бойтесь обращаться к конкретным фактам и цифрам. Это придаст вашему анализу весомость и научность. Это залог качества вашей работы.
Объект и предмет исследования в дипломной работе
Ключевой момент: четкое разграничение объекта и предмета исследования – залог успешного дипломного проекта.
Объект исследования – это явление, процесс или область, на которые направлено ваше внимание. Это то, что вы изучаете в целом.
- Пример: Если вы изучаете влияние социальных сетей на формирование личности подростков, то объектом является "социальные сети" и "личность подростков" в их взаимосвязи.
Предмет исследования – это конкретная сторона, аспект или взаимосвязи внутри вашего объекта, который вы анализируете. Это то, что вы изучаете глубоко.
- Пример (на основе предыдущего объекта): Предметом может быть "влияние конкретных типов контента в социальных сетях на самооценку подростков определенного возраста".
- Важный момент: Предмет должен быть логично выведен из объекта и ограничен по объёму изучения, иначе дипломная работа будет слишком широкой.
Рекомендации:
- Определите ядро вашего исследования – что у вас на самом деле вызывает вопросы?
- Четко сформулируйте вопросы, ответы на которые вы будете искать. Они должны быть конкретными и прямо отражать предмет.
- Определите границы объекта – что вы изучаете? В какой временной рамке? В каком регионе (если это географически ограниченная работа)?
- Четко ограничьте предмет изучения в пределах объекта. Какие методы нужны для ответа на вопросы? Какова точная задача, которую вы ставите?
- Напишите краткие и точные формулировки объекта и предмета – это важно. Они должны стать основой вашего исследования.
Определение границ исследования: от темы к объекту
Для чёткого определения объекта исследования, необходимо начать с конкретизации темы. Не нужно сразу хвататься за широкую тему, даже если она кажется интересной.
Например, тема "Влияние социальных сетей на формирование личности подростка" слишком широка. Объектом исследования может стать влияние конкретного приложения на определённую возрастную группу подростков. Например: "Влияние Instagram на формирование самооценки подростков 14-15 лет в Москве".
Ключевой аспект - ограничение временных рамок и географического охвата. Вместо всего периода существования социальных сетей, можно изучить последний год, а регион сузить до конкретного города или области. Это значительно сузит объём и позволит глубже погрузится в тему.
Не менее важно определить круг исследуемых переменных. Например, если тема об образовательных технологиях, необходимо обосновать выбор именно этих технологий. Не нужно пытаться охватить все, какие есть. Выбор конкретных технологий для исследования позволит уделить внимание ключевым характеристикам и эффектам.
Формулируйте чёткий вопрос исследования. "Как Instagram влияет" - это не вопрос исследования. "Как Instagram-фильтры влияют на самооценку подростков 14-15 лет в Москве?" – это более конкретный вопрос, который можно исследовать.
Окончательное определение объекта исследования - это не просто указание на группу или явление, а описание параметров, критериев отбора и факторов, которые будут изучены. Данные параметры должны быть четко заданы и обоснованы, например, с использованием существующей научной базы.
Понимание этой шаблонной последовательности от темы к объекту – основа для построения качественного исследования.
Различие объекта и предмета: что изучаем, и как именно?
Определите объект исследования как явление, процесс или ситуацию, которую вы собираетесь изучать в целом. Это широкая область. Например, "социально-экономическое положение студентов вуза в регионе".
Определите предмет исследования как конкретный аспект объекта, который вы планируете детально проанализировать. Это фокус. Например, "влияние стипендий на уровень жизни студентов-бюджетников".
Пример: Если объект – "развитие туризма в России", предмет исследования может быть "роль социальных сетей в формировании туристических маршрутов".
Ключевая рекомендация: Строгая демаркация между объектом и предметом – залог глубокого и структурированного исследования. Если предмет слишком широк, исследование захлебнётся в избытке данных. Если предмет слишком узок, он не раскрывает сущности объекта.
Как определить предмет исследования? Задайте себе вопрос: "Какой конкретный вопрос я хочу проверить на объекте исследования?" Ваш ответ – это ваш предмет.
Пример формулировки: Объект: "Современные методы преподавания". Предмет: "Влияние интерактивных методов на уровень усвоения материала у студентов".
Важно! Предмет исследования должен быть уточненным, конкретным и поддающимся изучению в рамках вашего исследования.
Формулировка и обоснование предмета исследования: почему именно это?
Конкретизируйте предмет исследования на основе анализа имеющихся научных данных и практических проблем. Необходимо четко сформулировать, что именно будет детально разобрано в дипломной работе.
Рекомендация: Проведите SWOT-анализ выбранной темы, выявив сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Опишите, как эти факторы повлияют на ваш объект исследования.
Критерий | Пример |
---|---|
Актуальность | Низкая эффективность текущей системы управления логистическими цепями в компании XYZ. Это подтверждается анализом данных по задержкам поставок (приложение 1) и опросами сотрудников (приложение 2). |
Научная новизна | Предлагается новая модель оптимизации маршрутизации грузоперевозок, учитывающая не только географическое расположение, но и сезонность спроса(см. лит. обзор, глава 2.1). |
Практическая значимость | Применяя разработанную модель, компания XYZ может сократить затраты на логистику на 15% (расчеты в приложении 3). |
Важно: Показатель корреляции между отдельными критериями и проблемами должен быть высоким. Четко прослеживайте связь между выбранной темой, задачами исследования и потенциальными результатами.
Пример: Исследование функционирования интернет-магазина "Альфа" потребует анализа его алгоритмов поиска, рекомендаций и системы обработки отзывов. Важное значение имеет изучение влияния "социалайз" элементов на продажи, которые исследовались в работах А.С. Петрова и Д.Б. Семёнова. Это обосновывает актуальность и новизну исследования.
Взаимосвязь объекта и предмета с методами исследования
Четко сформулированный предмет исследования напрямую определяет выбор методов. Например, если предмет – изучение влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентиров подростков, то методы, такие как анкетирование, фокус-группы, анализ контента в социальных сетях, будут вполне уместны. Взаимосвязь видна: выбираемые методы должны позволят исследовать именно тот аспект объекта, который содержится в предмете исследования.
Если предмет исследования – сравнительный анализ эффективности различных методик обучения программированию, то необходимо использовать контролируемые эксперименты, статистическую обработку данных и сравнительный анализ результатов.
Несоответствие между предметом и методами приведет к искажению результатов. Если предмет исследования – факторы, влияющие на успеваемость студентов-заочников, а методы ограничиваются лишь анкетированием преподавателей, без учета данных студентов (или без количественных измерений), то такие методы не дадут полной картины. Важно использовать те методы, которые позволят измерить и проанализировать все необходимые параметры, которые входят в предмет исследования.
Важная рекомендация: при выборе методов исследования следует учитывать их возможности и ограничения в отношении конкретного объекта и предмета. Если объект – сложная социально-экономическая система, то методы, такие, как интервью с экспертами и анализ документов, должны сочетаться с методами статистического анализа уже имеющихся данных.
В общем виде, методы должны быть подобраны таким образом, чтобы они позволили, во-первых, ответить на вопросы, заложенные в предмете исследования, и, во-вторых, подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы. Только при таком подходе Вы сможете обеспечить надежность и достоверность полученных результатов.
Операционализация понятий в предметной области
Для чёткого определения предмета исследования, операционализируйте ключевые понятия вашей предметной области.
Шаг 1. Выявление ключевых понятий.
Определите все термины, имеющие ключевое значение для вашего исследования. При необходимости используйте классификаторы и справочники, свойственные вашей области. Список должен быть исчерпывающим, с ясно обозначенными ограничениями применения каждого понятия. Например, при исследовании "эффективности онлайн-курсов" необходимо уточнить, что подразумевается под "онлайн-курсом" (платформа, структура, продолжительность).
Шаг 2. Определение операциональных определений.
Для каждого ключевого понятия разработайте определения, которые позволили бы измерить его. Ключ – измеримость. Опишите, как вы будете наблюдать, регистрировать или использовать данные понятия в своем исследовании. Это должны быть не абстрактные, а конкретные параметры и методики. Например, для "эффективности" это может быть количество успешно пройденных тестов, итоговое оценка по курсу. Запишите конкретный способ измерения или наблюдения каждого понятия (например, время работы с инструментом, количество выполненных заданий, конкретная формула расчёта).
Шаг 3. Валидация операциональных определений.
Проверьте соответствие созданных определений искомому смыслу. Полученные определения должны быть понятны и применимы в вашем исследовании. Рассчитайте (или предполагайте) долю ошибки измерения выбранных параметров. Обратитесь к экспертам в вашей области. Получите обратную связь и пересмотрите определения, если необходимо.
Пример. Исследуете влияние качества материалов на долговечность конструкций. Тогда "качество материалов" определяется через показатели прочности, растяжимости на разрыв и сопротивляемость коррозии. Длительность "долговечности" будет отслеживаться через сроки эксплуатации при определённых нагрузках.
Результат. Ясные операциональные определения позволят получить достоверные и воспроизводимые результаты исследования.
Примеры формулировок объекта и предмета исследования для различных типов дипломных работ
Социальные науки:
Объект: Система образования города N. Предмет: Влияние дистанционной формы обучения на успеваемость учащихся 9-х классов лицея им. Пушкина.
Объект: Политическая культура населения г. Москва. Предмет: Влияние социальных сетей на формирование политических взглядов молодежи в возрасте 18-25 лет.
Экономика:
Объект: Рынок электромобилей. Предмет: Динамика спроса и предложение электромобилей в России в 2020-2023 годах.
Объект: Торговые сети региона. Предмет: Влияние онлайн-продаж на товарооборот розничных магазинов формата "супермаркет" города N.
Технические науки:
Объект: 3D-принтер. Предмет: Разработка нового материала для печати на 3D-принтере в условиях ограниченного ресурсного обеспечения.
Объект: Системы беспроводной связи 5G. Предмет: Анализ влияния помех на качество передачи данных в сетях 5G в условиях высокого уровня электромагнитных помех.
Гуманитарные науки:
Объект: Русская литература 19 века. Предмет: Образ женщины в творчестве Ф.М. Достоевского.
Объект: Музыкальное наследие композитора ХХ века. Предмет: Сравнительный анализ симфонических произведений Скрябина и Прокофьева.
Важно: Формулировки должны быть конкретными, лаконичными и отражать суть вашей работы.
Вопрос-ответ:
Как определить объект исследования в дипломной работе, если тема очень широкая?
Определение объекта исследования в широкой теме – это уточнение, сужение исследуемой области. Важно выявить конкретную часть проблемы, которую вы сможете изучить в рамках дипломной работы. Например, если тема «Влияние социальных сетей на психологическое состояние подростков», объект исследования можно сузить до: «Влияние Instagram на самооценку подростков в возрасте 14-16 лет». По сути, объект – это конкретная группа, явление, процесс или область, которые вы собираетесь изучить.
В чем разница между объектом и предметом исследования дипломной работы? Не могу понять, как их различать.
Объект исследования – это то, что вы изучаете, сама предметная область. Предмет исследования – это конкретная сторона, аспект или проблема объекта, которую вы изучаете в рамках своей работы. Например, если объект – "экономика развития регионов", предметом исследования может стать "роль малого бизнеса в развитии туристической инфраструктуры конкретного региона". Проще говоря, объект - это "что", а предмет - это "как" и "какие аспекты" вы изучаете в рамках "чего".
Мой предмет исследования - это анализ эффективности бизнес-процессов в компании А. Какое уточнение добавить, чтобы он не получился слишком расплывчатым?
Чтобы предмет исследования "анализ эффективности бизнес-процессов в компании А" стал более конкретным, нужно его сузить. Вместо общего анализа можно, например, сфокусироваться на: "Анализ эффективности системы логистики в компании А в 2022-2023 годах", или "Оценка влияния внедрения нового программного обеспечения на эффективность продаж в компании А", или "Сравнительный анализ эффективности отдела продаж компании А в разных регионах". Важное уточнение: чем конкретнее будет предмет, тем точнее, глубже и результативнее будет исследовательский процесс.
Как правильно сформулировать объект и предмет исследования, чтобы избежать ошибок во время работы?
Для того чтобы грамотно сформулировать объект и предмет исследования, необходимо тщательно проанализировать выбранную тему, определить реальные возможности для исследования, выделить конкретные аспекты объекта. Важно четко связать эти элементы с целью работы. Например: тема об образовании может иметь объект: "Современная система образования в России", а предметом: "Влияние дистанционного обучения на успеваемость учащихся средних школ в условиях экономического кризиса". Важно, чтобы предмет исследования вытекает из объекта и представлял собой конкретный вопрос, изучение которого в рамках определённого объёма позволяет достичь цели исследования.