Как пытаются обойти прокторинг и как вычислить нарушителей на онлайн-экзамене

Как пытаются обойти прокторинг и как вычислить нарушителей на онлайн-экзамене
На чтение
26 мин.
Просмотров
36
Дата обновления
09.03.2025

В эпоху дистанционного обучения и онлайн-образования прокторинг стал неотъемлемой частью контроля за честностью экзаменов. Однако, как и любая система безопасности, прокторинг имеет свои уязвимости. Студенты, склонные к обману, постоянно ищут способы обойти эти системы. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы обхода прокторинга и, что важнее, обсудим, как можно идентифицировать и пресекать эти попытки.

Обход прокторинга часто включает в себя использование различных технических приемов, таких как использование нескольких устройств, замена видео с другими лицами, использование программ для обхода контроля экрана или совместной работы в обход установленных правил. Эти ухищрения, хотя и могут быть изощренными, в конечном счете ориентированы на создание видимости выполнения задания без реального участия в процессе.

Выявление нарушений требует не только технических возможностей, но и глубокой аналитики данных. Система прокторинга должна быть способной не только регистрировать подозрительные действия, но и анализировать контекст, распознавать несоответствия и поведенческие паттерны, которые могут указывать на нечестное поведение. Эффективное определение нарушителей – задача, требующая сочетания алгоритмических моделей, отслеживания поведения испытуемого и анализа визуальных данных.

Методы обхода прокторинга с помощью мобильных устройств

Мобильные устройства, доступные практически каждому, открывают широкие возможности для обхода прокторинга на онлайн-экзаменах. Студенты используют различные уловки, чтобы скрыть от системы факт использования запрещённых источников информации.

Метод обхода Описание
Использование "второго" устройства Кандидат может использовать дополнительное мобильное устройство (планшет, смартфон) для поиска информации и подготовки ответов, скрывая его от камеры, используя сторонние мобильные приложения для обмена данными
Скрытая передача данных Использование различных сторонних приложений или методов для передачи текстовой и графической информации с мобильного устройства на другое устройство или партнёра. Это может включать скрытые приложения для обмена файлами или кодирование сообщений.

Использование VPN/Proxy Настройка виртуальной частной сети (VPN) или прокси-сервера на мобильном устройстве может скрыть истинное местоположение и IP-адрес студента, усложняя отслеживание его действий.
Управление физическим доступом к мобильному устройству Студент может контролировать фактическое использование мобильного устройства, чтобы скрыть его от камер прокторинга, например, используя программы для сокрытия экрана.
Подмена данных с экрана Использование мобильных устройств для демонстрации ложных данных на экране. Например, демонстрация картинки с текстом, отвлекая внимание от настоящего процесса использования мобильного устройства

Выявление таких нарушений может быть сложной задачей для систем прокторинга, особенно в условиях отсутствия визуального контроля за всем мобильным окружением студента.

Использование сторонних программ и расширений

Сторонние программы могут имитировать выполнение заданий, записывать происходящее на экране и вводить текст, предоставляя учащемуся нечестное преимущество.

  • Прокси-серверы: Используются для маскировки IP-адреса, что затрудняет отслеживание местоположения во время тестирования. Прокторинг-системы, не способные обнаружить использование VPN, могут не вычислить обход.
  • Виртуальные машины: Позволяют создавать отдельные, изолированные среды с установленной в них необходимой программой, что скрывает истинный процесс вычислений.
  • Расширения для браузера: Используются для того, чтобы обходить ограничения доступа к онлайн-ресурсам во время прокторинга. Например, некоторые расширения могут открывать запрещённые сайты или создавать фейковые окна с ответами.
  • Программы для автоматизации: Автоматизируют ответов, что позволяет сэкономить время и повысить точность ввода данных.

Вычисление использования подобных инструментов осуществляется с помощью ряда методов:

  1. Мониторинг активности браузера: Прокторинг-системы следят за открытыми вкладками, загрузками файлов и обращениями к интернету. Необычная активность может свидетельствовать об использовании сторонних программ.
  2. Анализ кода и действий: Проверяется соответствие действий учащегося стандартному поведению. Отклонения от шаблона могут указывать на использование дополнительных программ, меняющих его поведение во время прокторинга.
  3. Изучение поведения клавиатуры и мыши: Изменения в скорости нажатий, частоте кликов и траекториях движения могут быть признаками использования сторонних или автоматизированных инструментов.
  4. Проверка на подозрительные расширения: Прокторинг-системы могут отслеживать установленные расширения и блокировать их, если они подпадают под категорию потенциального обхода.

Способы обхода видео-контроля

Студенты, стремясь обойти прокторинг, используют различные методы обхода видео-контроля. Эти методы варьируются от относительно простых до весьма сложных и требующих технических навыков.

Использование сторонних устройств: К ним относятся мобильные телефоны, планшеты или ноутбуки для передачи сигналов, использование дополнительных камер для обхода мониторинга, применение приложений, подменяющих камеру и скрывающих реальную активность.

Маскировка: Применение посторонних предметов (полотенца, книги, предметы одежды) для скрытия лица и действий, которые могут вызывать подозрение.

Изменение видимости экрана: Умышленное отключение или перекрытие экрана монитора в попытке скрыть работу на дополнительном устройстве.

Замены лица: Использование фотографий, видеозаписи или программ для замены лица испытуемого. Этот метод, хоть и сложен в реализации, становится все доступнее.

Модифицирование ПО: Установка программ, которые умеют подменять камеру или передавать сигналы, позволяющие скрыть нарушителя.

Физические помехи: Намеренное создании помех проведению видео-контроля, например, умышленное отключение света или намеренное создание шумовых помех.

Выявление подозрительной активности на экране

Нетипичное использование окон, например, многократное открытие и закрытие вкладок, открытие внешних ссылок, длительное нахождение на сайтах, не относящихся к экзамену, – всё это наводит на подозрение.

Подозрительные движения курсора, такие как хаотичные перемещения или фокусировка на необычных областях экрана, могут указывать на просмотр конспектов или использование подсказок.

Взаимодействие с другими устройствами, например, активность клавиатуры или мыши второго устройства, использование мобильного телефона во время экзамена – часто являются ярким индикатором нарушений.

Анализ поведения пользователя – это ключевой фактор. Нетипичная скорость набора текста, необычно замедленная или ускоренная работа с заданиями, а также резкие перемены в графике работы за компьютером, тоже могут быть сигналами для дальнейшего расследования.

Анализ активности пользователя и выявление шаблонов

Например, внезапные и резкие переходы между разными сайтами, частые и короткие паузы в наборе текста, активность на сторонних сайтах или использование запрещенных программ и устройств, все это может свидетельствовать о попытках сговора или использования сторонних ресурсов. Записи этих действий позволяют сравнивать и выявлять отклонения от среднестатистических параметров, характерных для честной сдачи экзамена.

В конечном счете, комбинация данных о активности пользователя, в сопоставлении с индивидуальными, прежде определенными, характеристиками поведения студента, обеспечивает более эффективный вычислительный механизм.

Стратегии противодействия и защита от нарушений

Использование разнообразных методов идентификации: комбинированные методы, охватывающие анализ поведения студента, различных характеристик изображения и звука, позволяют выявлять подозрительные действия. Подчеркнём важность многофакторной аутентификации.

Улучшение качества видео и аудио: более стабильное и качественное подключение к сети, использование камер с высоким разрешением, а также система мониторинга фонового звука позволяет выявить обходные пути, связанные с использованием сторонних устройств.

Разработка сложных моделей распознавания: машинное обучение способно выявлять аномалии в поведении студентов, подмечая подозрительные движения, необычные повторы ответов и другие факторы, которые могут свидетельствовать о нарушении.

Внедрение передовых технологий обработки данных: использование искусственного интеллекта для анализа данных из разных источников – камера, микрофон, браузерная активность – позволяет обнаруживать случаи обмана с высокой точностью.

Динамический и адаптивный подход к прокторингу: система должна быть настроена на постоянное обновление и совершенствование методов распознавания новых и усовершенствованных методов нарушений.

Создание "безопасных зон" в виртуальной среде: ограничение доступа к определённым ресурсам во время экзамена, фильтрация внешних ссылок, а также создание "безопасного" окружения с ограниченным доступом.

Информирование о правилах и последствиях нарушения: ясное разъяснение политики прокторинга и возможных санкций за нарушения предостерегает студентов от мошеннических попыток.

Вопрос-ответ:

Какие самые распространённые способы обхода прокторинга на онлайн-экзаменах?

Самые распространённые методы обхода прокторинга включают использование чужой записи экзамена, использование дополнительного гаджета для ответов, использование скриншотов решений и подглядывание в текстовые файлы. Также есть и более сложные, требующие технических навыков, методы, вроде использования специально разработанных программ для скрытия экрана или обхода камер. Важно понимать, что каждый метод имеет свою специфику и уровень сложности в реализации, а также степень риска вычисления системой мониторинга.

Как онлайн-платформы распознают попытки накрутки балла на экзамене?

Онлайн-платформы, использующие прокторинг, анализируют различные показатели во время экзамена, ищут аномалии в поведении студента. Это могут быть необычно быстрые ответы, повторяющиеся движения мышью, использование посторонних ресурсов, нетипичные шаблоны взаимодействия с компьютером. Методики определения могут варьироваться в зависимости от типа прокторинга (например, видео- или аудио-наблюдения, отслеживание активности курсора и клавиатуры и анализ шаблонов). Система постоянно обучается и корректирует алгоритмы, чтобы распознавать всё новые и новые методы обхода системы.

Действенны ли простые обходы, вроде открытия второго монитора?

Применение дополнительного монитора для обхода системы прокторинга может быть эффективным, но зависит от конкретной системы контроля. Некоторые системы анализируют не только изображение на главном экране, но и отслеживают активность на других устройствах, подключённых к компьютеру. Если второй монитор используется явно для поиска ответов, система может зафиксировать это несоответствие, с чем и последующим действием.

Можно ли сказать, что все системы прокторинга одинаково эффективны при обнаружении нарушений?

Нет, эффективность систем прокторинга различается. Некоторые системы ориентированы на анализ действий на экране и отслеживание активности, а другие учитывают широкий спектр показателей, таких как расположение источника света, наличие дополнительных устройств и так далее. Различия также обусловлены разработчиками и используемой технологией. Поэтому один метод обхода может сработать с одной системой, но не с другой.

Какие последствия могут наступить, если студент попытается обмануть систему прокторинга на онлайн-экзамене?

Последствия обмана системы прокторинга могут варьироваться от снятия баллов за экзамен до отчисления. Наиболее серьёзные случаи могут рассматриваться как академическая нечестность и могут привести к серьёзным нарушениям с последующими санкциями со стороны учебного заведения, вплоть до юридической ответственности. Важно понимать, что контроль прокторинга становится всё более продвинутым, а методы нарушения всё труднее остаются незамеченными.

0 Комментариев
Комментариев на модерации: 0
Оставьте комментарий