Что такое объект и предмет исследования в дипломной работе

Для успешной защиты дипломной работы ключевым является правильное определение объекта и предмета исследования. Необходимо чётко обозначить, что вы изучаете (объект) и какой аспект этого изучаемого предмета (предмет) находится в центре вашего внимания.
Объект исследования – это явление, процесс или часть реальности, которое вы собираетесь изучить. Например, это может быть система управления предприятием, новый метод обучения или экономическое состояние региона. Важно выбрать объект, который соответствует вашей теме и имеет достаточную изученность для проведения глубокого анализа.
Предмет исследования – это конкретный аспект, сторона или свойство объекта, который вы собираетесь анализировать. Возвращаясь к примеру с системой управления предприятием, предметом исследования может быть эффективность внедрения конкретного инструмента управления, или влияние на показатель выработки.
Для успешного выбора объекта и предмета исследования рекомендуется:
- Проанализировать научные труды в вашей области.
- Определить целевую аудиторию.
- Формулировать цели и задачи исследования четко и лаконично.
Следуйте этим рекомендациям, и вы сможете четко сформулировать объект и предмет своего исследования, что значительно облегчит дальнейшую работу над дипломной работой.
Разграничение объекта и предмета: ключевые различия
Ключевое отличие: Объект – это что изучается, а предмет – какая часть этого «что» изучается.
Пример: Если объектом дипломной работы является «развитие туристической инфраструктуры в Сочи», то предметом исследования могут быть «инвестиционные площадки» или «экологическая составляющая развития курортных зон».
Важно! Предмет исследования всегда вытекает из объекта и конкретизирует его. Неправильно, если предмет исследования шире самого объекта.
Рекомендация: Для ясного определения предмета исследования, укажите чёткие грани интересующей части объекта. Предмет должен быть достаточно узким, чтобы можно было провести качественное исследование и получить конкретные результаты.
Ещё пример: Объект – «образовательная система города». Предметы: «влияние качества школьного образования на рынок труда», «использование инновационных онлайн-платформ в учебном процессе», «роль родителей в развитии школьных навыков». Каждый предмет фокусируется на отдельном аспекте объекта, делая исследование управляемым.
Определение объекта исследования: что изучаем?
Рекомендация 1: Постройте рабочую модель объекта. Детализируйте его грани и границы. Не рассматривайте всё сразу. Выделите критически важные аспекты.
- Пример: Если вы изучаете влияние социальных сетей на подростков, не стоит пытаться охватить все аспекты этого явления сразу. Выберите, например, влияние определенных типов контента (например, агрессивного контента) на формирование агрессивного поведения.
- Пример: Если вы рассматриваете экономическое развитие региона, пропишите конкретные показатели, индикаторы (например, ВВП региона, количество рабочих мест, инвестиции). Это сформирует ясность и поможет сфокусироваться на конкретных данных.
Рекомендация 2: Используйте конкретные примеры, иллюстрирующие объект исследования.
Примеры могут быть представлены в виде таблиц, графиков или других визуальных элементов, которые конкретизируют объект исследования и помогут избежать расплывчатости в вашем исследовании.
Примеры конкретизируют и демонстрируют содержание вашего объекта исследования. Важно показать, на какой базе рассматриваются ваши утверждения.
Рекомендация 3: Формулируйте объект исследования в виде четкого и лаконичного предложения с помощью ключевых понятий. Укажите, что именно будет изучено.
- Пример: Не "Влияние социальных сетей", а "Влияние агрессии в онлайн-комментариях на уровень тревожности подростков, пользующихся социальной сетью Instagram".
- Пример: Не "Экономическое развитие региона", а "Влияние государственной поддержки малого и среднего бизнеса на экономическое развитие региона X в период 2018-2023 годы".
Важно: Не пытайтесь охватить слишком много. Чем четче сформулирован объект, тем глубже и результативнее будет исследование.
Определение предмета исследования: что именно изучаем внутри объекта?
Важно: Предмет исследования не тождественен объекту. Объект – это большая область, а предмет – конкретный фрагмент, изучаемый в рамках работы. Например, объектом может быть «современное образование», а предметом – «влияние онлайн-курсов на успеваемость школьников 9-х классов в конкретном регионе».
Практический совет: Чтобы определить предмет, задайте себе вопросы:
- Какие конкретные характеристики, аспекты или процессы объекта меня интересуют в данной работе?
- Какой вопрос я пытаюсь ответить, проводя исследование?
- Какие связи, зависимости или взаимоотношения между элементами объекта я хочу исследовать?
- Какие методы анализа наиболее подходят для изучения именно этого аспекта объекта?
- Какие конкретные показатели или критерии станут основой измерения и оценки?
Пример: Если объект исследования - "инновационные технологии в медицине", предмет исследования может быть: "влияние роботизированных хирургических систем на эффективность операций по установке кардиостимуляторов у пациентов с нарушениями ритма".
Подробное описание предмета исследования должно быть достаточно конкретным и логически связанным с выбранным объектом исследования, а также сформулированной целью дипломной работы.
Примеры формулировок объекта и предмета для разных направлений
Экономика:
Объект: Рынок электромобилей в России.
Предмет: Динамика спроса на электромобили разных ценовых категорий в зависимости от региональных особенностей.
Социология:
Объект: Молодежь от 18 до 25 лет в Москве.
Предмет: Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций современной молодёжи.
Психология:
Объект: Студенты 1 курса факультета психологии.
Предмет: Особенности стрессоустойчивости студентов в условиях академической нагрузки.
Образование:
Объект: Система дистанционного обучения в вузах.
Предмет: Эффективность использования интерактивных методов обучения в онлайн-курсах.
Юриспруденция:
Объект: Права потребителей в сфере онлайн-торговли.
Предмет: Правовые механизмы защиты прав потребителей при ненадлежащем исполнении обязательств онлайн-магазинами.
Политология:
Объект: Выборы в региональный парламент.
Предмет: Влияние медийной кампании на избирательное поведение избирателей.
Технические науки:
Объект: Новинка в области 3D-печати 3D-принтер XYZ-Print.
Предмет: Исследование скорости и качества печати 3D-моделей различных материалов.
Связь объекта и предмета с целью и задачами исследования
Задачи исследования последовательно и логично раскрывают предмет. Каждая задача направлена на достижение части цели и должна быть чётко связана с аспектами предмета исследования. Если предмет – влияние типов рекламы (различные форматы, каналы) , задачи могут выглядеть так: 1) анализ выборки определённых кампаний; 2) оценка экономического эффекта; 3) сравнительный анализ результатов разных форматов.
Важно убедиться, что сформулированные задачи позволяют исследовать выбранный предмет и достичь поставленной цели. Недостаточное или слишком широкое определение предмета исследования делает и задачи, и цель нереалистичными.
При анализе объекта и предмета исследования избегайте двойственности и неопределённости. Точное определение предмета не только даёт чёткие рамки деятельности, но и избежит возможности нецелесообразного расходования времени и усилий на несущественные детали, не значимые для раскрытия цели исследования.
Возможные ошибки при определении объекта и предмета
Частая ошибка – отождествление объекта и предмета исследования.
Ошибка | Пример | Рекомендация |
---|---|---|
Объект исследования неявно расшифровывается как предмет. | Объект: «Развитие туристической сферы Санкт-Петербурга». Предмет: «Влияние социальных сетей на предпочтения туристов». | Предмет исследования должен раскрывать аспекты объекта, его компоненты, изменения или связь с другими явлениями. В примере предмет слишком узкий. Нужно пересмотреть, какие именно аспекты развития туризма рассматриваются в работе. Например: «Влияние социальных сетей на выбор туристических маршрутов в историческом центре Санкт-Петербурга». |
Предмет исследования слишком широк и не структурирован. | Объект: «Экономическое развитие малых городов России». Предмет: «Факторы влияния на экономическое развитие». | Формулировка «факторы влияния» слишком неопределённая. Разграничьте факторы. Например: «Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие малых городов в регионах с высоким уровнем безработицы». |
Отсутствие связи между объектом и предметом. | Объект: «Современное состояние рынка смартфонов». Предмет: «Анализ социальных сетей». | Нет связи между рынком смартфонов и социальными сетями. Предмет должен обоснованно вытекать из объекта. Возможно: «Влияние социальных медиа на спрос на смартфоны определённых брендов». |
Предмет исследования не имеет четкой, краткой и конкретизированной формулировки | Объект: «Работа сети общественного транспорта в Москве» Предмет: «Экономика и структура транспортной сети». | Необходимо сформулировать предмет исследования конкретней; «Влияние субсидирования на эффективность работы отдельных маршрутов Московского метрополитена». |
Важно: предмет исследования должен быть уточнённым и соответствовать обозначенному объекту. Проверьте соответствие каждого этапа исследования.
Вопрос-ответ:
Как определить объект исследования в своей дипломной работе, если тема очень широкая?
Определение объекта исследования – это выделение конкретной части, аспекта или стороны изучаемой темы. Если тема слишком широка, нужно сузить её, выделить конкретную область, явление, процесс или группу, которые вы будете изучать. Например, если тема "Влияние социальных сетей на молодежь", объектом исследования может стать "Влияние Instagram на формирование имиджа у студентов вузов в возрасте 18-22 лет". Таким образом, вы создаете изучаемую часть явления. Ключевой момент в определении объекта – его конкретность и возможность достоверного исследования в рамках работы.
Что делать, если предмет исследования не очевиден после определения объекта?
Если объект исследования ясен, но предмет всё ещё не очевиден, необходимо проанализировать интересующие вас вопросы к этому объекту. Что конкретно вы хотите узнать о нём? Каким образом вы собираетесь изучать объект? Например, при исследовании влияния Instagram на студентов, предмет исследования мог быть формулировка типа «Процесс формирования имиджа пользователей Instagram среди студентов вузов с выделением роли конкретных фильтров и алгоритмов». Предмет исследования – это конкретная задача или проблема, которая лежит в основе вашего анализа объекта.
Можно ли объект и предмет исследования менять на разных этапах написания работы?
Да, но коррективы должны быть обоснованы. Изменение объекта или предмета исследования требует внимательного анализа и новых целей исследования. Изменение может произойти, если, например, в ходе подготовки к работе обнаружатся серьезные ограничения в доступности данных, противоречия в источниках информации или новые знания, существенно меняющие фокус исследования. Однако, такие изменения должны быть хорошо обоснованы и согласованы с научным руководителем.
Как сформулировать предмет исследования, чтобы он не был слишком узким или, наоборот, слишком общим?
Формулировка предмета исследования должна быть достаточно узкой, чтобы быть изученной в пределах вашего дипломного исследования, но не настолько узкой, чтобы потерять связь с общим контекстом объекта. Оптимальный вариант – выделение ключевых признаков или аспектов объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Например, вместо просто "влияние социальных сетей" лучше сформулировать "влияние Instagram на процесс формирования самовосприятия у студентов с учётом типа используемых фильтров и влияния алгоритмов ленты". Важно ясно сформулировать ограничение исследования по времени, месту, группе людей.
Какие существуют различия между общим и конкретным объектом исследования и предметом исследования?
Объект – это более широкое понятие, включающее в себя всё изучаемое явление. Предмет – конкретная задача или группа вопросов, которая решается в рамках исследования объекта. Разница в степени конкретности! Например, объект — "глобальное потепление"; предмет — "влияние изменения климата на сельское хозяйство региона X в период с 2015 по 2022 год". Объект исследования – это тема и поле, предмет исследования – фокус и задачи исследования в рамках этой темы. Важно, чтобы предмет исследований был логическим продолжением выбранного объекта.